Занятие по развитию читательской грамотности
Занятие по развитию читательской грамотности «Читаем письма А.Т.Болотова.Смысловой и лингвистический анализ текста»
Цель занятия: способствовать развитию читательской грамотности обучающихся, как одной из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника.
Задачи занятия: учить детей
1) находить и извлекать информацию: определять место, где содержится искомая информация, определять наличие либо отсутствие искомой информации в тексте;
2) интегрировать и интерпретировать информацию: понимать фактологическую информацию; понимать смысловую структуру текста, формулировать выводы;
3) осмысливать и оценивать содержание и форму текста: оценивать содержание текста и понимать назначение его структурных элементов;
4) использовать информацию из текста: применять полученную информацию для решения практической, выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
У. - Поговорим?
Д. – Поговорим!
У. - А знаете о чём?
Д. – О чём?
У. – О разном и о привычном
У. - Поговорим?
Д. – Поговорим!
Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия «Письма Болотова».
Я предлагаю посмотреть на экран, прочесть,
2. Интрига
Письма Болотова воспринимаются как литературные явления, которые живут и в наши дни (слайд 2)
Основываясь на этом высказывании попробуйте самостоятельно сформулировать, какая задача стоит пред нами на сегодняшней встрече?
(Прислушаться к слову. Понять, какие ассоциации вызывает у нас оно? Использовать слово в жизни).
Ребята вы получили входные билеты, в которых находятся загадки, разгадав которые распределили вы разделитесь на две команды.
Назовите свои команды
А гостей-педагогов мы попросим быть членами жюри
- Скажите, пожалуйста, вы раньше бывали здесь?
- Ответьте на вопрос:
- Чем знаменит Андрей Тимофеевич БолОтов?( русский писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии (сортоведение)
( отвечает каждая команда по очереди,за каждый правильный ответ 1 балл.)
- Пожалуй, я выдвину дерзкую гипотезу. Я уверена, что если бы Андрей Тимофеевич БолОтов жил бы в наши дни, то он был бы активным блогером -- Как вы думаете, о чем бы он писал? ( отвечает каждая команда по очереди, за каждый правильный ответ 1 балл.)
(о садовых премудростях, ландшафтном дизайне, нутрициологии, финансовой грамотности, научных открытиях и многом другом.)
Сейчас мы с вами выступим в роли литературоведов- исследователей и попробуем разобраться в некоторых его письмах.
Первое задание
(слайд 3)
Перед вами отрывок письма о красотах натуры
- Натура –это что такое? ( Ответ запишите )
«Натуре угодно было произвесть в атмосфере нашей сию пересмену, которая для наших чувств хотя и неприятна, но я боюсь и за глупость почитаю роптать и быть ею не довольным…Маленькие и тонкие тучки предшествовали прочим явлениям и временно на несколько минут помрачали ясность неба. Они поднимались то в той, то в другой стороне на горизонте. Временем испещряли они все небо разноцветными облаками, инде будучи сбока освещаемы лучами солнца, казались они белыми, как снег.
Взошедшая в одной стороне и прямо на нас летящая синяя тучка и бурный вихрь, предшествующий пред оною и подхватывающий пыль с дорог, предвозвещал уже скорое приближение дождя. Какое зрелище представилось тогда любопытному оку!
Вся натура возмутилась и была как в некакой тревоге и трепете тогда! Какой шум и свист вихря слышен был во всей атмосфере! Какое движение произошло между всеми тварями. Здесь мчалась ворона по воздуху и неслась, как стрела, поспешая спасать себя где-нибудь в ущельи. Тамо поспешали галки скрываться в свои захолустья и убежищи. Инде бежала скотина, ходившая по улицам и евшая с покоем траву. Здесь напрерыв одна пред другой бежали поселянки и поспешали схватывать холсты свои с слища, чтоб вихрь не унес их и не перемарал будущею грязью. Здесь поспешал целый ряд уток, испещренных разными перьями, убираться скорее на двор. Все они шествовали друг за другом, переваливаясь с боку на бок поспешными, однако медленными шагами, и казалось, что досадовали на то, для чего натура не одарила их множайшею скоростью.
1. Натура – это_____________________________________________________________________
2. Какое природное явление описывает Андрей Тимофеевич БолОтов?________________________
3. Какое время года описывает Андрей Тимофеевич БолОтов?________________________________
4. Выпишите устаревшие слова и дайте им современное толкование
(произвесть – произвести; сию - сразу, теперь, немедленно; пересмену - роптать- высказывать недовольство, помрачать - делать мрачным, затемнять, затмевать; инде – уже; оная - та, та самая; оку – глазу; Тамо – там; напрерыв – наперебой; поселянка - крестьянка, сельская жительница; холст – льняная ткань; слище- место, где расстилают по траве лен для приготовления его к дальнейшей обработке или холст для просушки, беления; множайшею – большей) – за каждый правильный ответ 1 балл.
Второе задание
(слайд 4)
Прочитайте стихотворение А. Т. Болотова:
Опять я вижу пред собою
в собранье множество цветов
Из коих каждой друг пред другом
собою утешает взор
О вы! любимцы всей природы
Лучшайшия из дел
Творца цветы красот неизреченных
о! как не удивляться вам…
…Ах вот и пышныя пионы
краснеются уж в цветниках
и взор собою утешают
и там и здесь передо мной
И ты цветешь уж земляника
и милы я плоды свои
спешишь готовить прежде прочих
и ими вкус наш услаждать
И вы ирисы уж цветете
и в благодарность мне за то
что я извлек вас из пустыни
увеселяете меня
- Подпишите под каждой иллюстрацией название цветка.
2. Распределите определения под каждым рисунком и продожите ряд.
А) Пышный , красный, ароматный;
Б) весенний, японский, лохматый;
В) ранняя, спелая, вкусная;
( слайд 5)
( слайд 5)
( слайд 6)
Задание третье
Прочитайте отрывок из автобиографической повести «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» :
Однажды, обучая меня арифметики, вздумалось учителю моему мне
сказать, что в последующий затем день задаст он мне такую задачу, над
которою я довольно посижу и едва ли сделать буду в состоянии. Я каков
ни мал был, но как сам о себе ведал, что арифметика была мне довольно
знакома, то тронуло сие мое честолюбие, я любопытен был узнать, что за
такая мудреная была та задача, о которой он с превеликою надменностью
о своем знании говорил, и почему б такому сомневался он, что я ее не сде-
лаю. Побуждаем сим любопытством просил я его, чтоб он мне сказал су-
щество задачи, и по несчастию моему он сие и исполнил.
«Летел гусь и повстречал стаю своих сородичей. "Здравствуйте, сто гусей!" — прогоготал он им. А вожак стаи ответил ему: "И тебе привет, гусь! Только нас не сто. Но если бы нас было еще столько и еще полстолько, да еще четверть столько, да еще и ты бы к нам присоединился, то тогда бы нас было ровно сто”. Сколько же гусей было в стае?»
Задача в самом деле была для меня новая и такая, какой я до того
времени не делывал.
Ответьте на вопросы:
- Что это за наука – арифметика?_____________________________________
- Сколько было гусей?____________________________________________
- Как вы думаете, справился мальчик с задачей
(Если вы сильны в математике, то можете составить простое уравнение на основе сказанных главой стаи слов: X + X + 0,5 * X + 0,25 * X + 1 = 100, где Х — это количество гусей. После преображения уравнения у нас получится 2,75X = 99. Делим 99 на 2.75, тогда Х = 36.
Метод второй.
Задача можно решить и иначе, подключив к процессу логическое мышление. Если четверть взять за одну часть, то в стае будет 4 части, плюс еще 4 части, плюс еще 2 части (половина), плюс 1 часть (четверть). Получается пример: 4 + 4 + 2 + 1 = 11. Затем из 100 вычтем 1 гуся, остается 99. Эти 99 составляют 11 частей. Делим 99 на 11 и получаем 9 — из столько гусей состоит одна часть стаи. Теперь умножим на количество всех частей — их 4, и получим 36.)
Задание четвертое
Отгадайте загадки, придуманные Андреем Тимофеевичем Болотовым:
(слайд 8)
На червя я похож, однако не червяк;
Родился не такими, а делаюся так,
И образ, вид иной имею уже ныне,
И жить издалека приехал я сюда,
Всяк рад мне и иметь желает у себя,
И всякой день со мной имеет дело здесь;
Но я не очень тем доволен завсегда,
Волён Бог и вся честь, и слава с похвалой.
В угодность им ступай на муку я всегда
И всяк день умирай с товарищем своим,
Что, так же, как и я родившись вдалеке,
Не рад, бедняк, тому, что любят его здесь. (чай)
2.
Я чудо некое, недавно в свет родилось, Питаюся огнем, дышу я синим чадом; Мне в горло иногда нередко пальцем тычут, Я волю им даю, но только не всегда . Когда я голоден, пожалуй, себе торкай, А жрать, когда начну, то тотчас укушу.( трубка курительная)
3.
На кладязь похожу и есть во мне вода,
Дурна хотя она и с грязью пополам,
Не пьет хотя никто и в пищу не варит,
Не моет ничего и ею не белит,
Но многие от ней и сыты, и довольны,
И надобна она и на море и суше;
Без ней нельзя самим боярам и царям,
Становят и у них ее на стол всегда. (чернильница)
+
Задание пятое
Напишите пост для соцсетей от лица А.Т. Болотова в разговорном стиле, используя опорные слова
"Эй, ребята! Осень ... … … … двери!
Заметили, как … … … и …?
Это … время … … …!
Давайте …, как мы … …. этот … … … и … в … …!"