МКОУ " Ненашевская сош"
МКОУ " Ненашевская сош" с.Ненашево, Заокского района Тульской области
  • Занятие по развитию читательской грамотности

    Литература Русский язык
    Музей-усадьба А.Т.Болотова "Дворяниново"
    Занятие по развитию читательской грамотности  «Читаем письма А.Т.Болотова.Смысловой и лингвистический анализ текста"
    30-30 октября
    Занятие по развитию читательской грамотности.

    Занятие по развитию читательской грамотности      «Читаем письма А.Т.Болотова.Смысловой и лингвистический анализ текста»

    Цель занятия: способствовать развитию читательской грамотности обучающихся, как одной из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника.

     Задачи занятия: учить детей

    1) находить и извлекать информацию: определять место, где содержится искомая информация, определять наличие либо отсутствие искомой информации в тексте;

    2) интегрировать и интерпретировать информацию: понимать фактологическую информацию; понимать смысловую структуру текста, формулировать выводы;

    3) осмысливать и оценивать содержание и форму текста: оценивать содержание текста и понимать назначение его структурных элементов;

    4) использовать информацию из текста: применять полученную информацию для решения практической, выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

    У. - Поговорим?

    Д. – Поговорим!

    У. - А знаете о чём?

    Д. – О чём?

    У. – О разном и о привычном

    У. - Поговорим?

    Д. – Поговорим!

     Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия «Письма Болотова».

    Я предлагаю посмотреть на экран, прочесть,

                      2. Интрига

    Письма  Болотова воспринимаются как литературные явления, которые живут и в наши дни (слайд 2)

    Основываясь на  этом высказывании попробуйте самостоятельно сформулировать, какая  задача стоит пред нами на сегодняшней встрече?

    (Прислушаться к слову. Понять, какие ассоциации вызывает у нас оно? Использовать слово в жизни).

      Ребята вы получили входные билеты, в которых находятся загадки, разгадав которые распределили вы разделитесь  на две команды.

     Назовите свои команды

      А гостей-педагогов мы попросим быть членами жюри

     - Скажите, пожалуйста, вы раньше бывали здесь?

    - Ответьте на вопрос:

    - Чем знаменит Андрей Тимофеевич БолОтов?( русский писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии (сортоведение)

      ( отвечает каждая команда по очереди,за каждый правильный ответ 1 балл.)

     - Пожалуй, я выдвину дерзкую гипотезу. Я уверена, что если бы Андрей Тимофеевич БолОтов жил бы в наши дни, то он был бы активным блогером  -- Как вы думаете, о чем бы он писал? ( отвечает каждая команда по очереди, за каждый правильный ответ 1 балл.)

    (о садовых премудростях, ландшафтном дизайне, нутрициологии, финансовой грамотности, научных открытиях и многом другом.) 

    Сейчас мы с вами выступим в роли литературоведов- исследователей и попробуем разобраться в некоторых его письмах.

                                           Первое  задание

                                                   (слайд 3)

    Перед вами отрывок  письма о красотах натуры

     -  Натура –это что такое? ( Ответ запишите )
    «Натуре угодно было произвесть в атмосфере нашей сию пересмену, которая для наших чувств хотя и неприятна, но я боюсь и за глупость почитаю роптать и быть ею не довольным…Маленькие и тонкие тучки предшествовали прочим явлениям и временно на несколько минут помрачали ясность неба. Они поднимались то в той, то в другой стороне на горизонте. Временем испещряли они все небо разноцветными облаками, инде будучи сбока освещаемы лучами солнца, казались они белыми, как снег.
        Взошедшая в одной стороне и прямо на нас летящая синяя тучка и бурный вихрь, предшествующий пред оною и подхватывающий пыль с дорог, предвозвещал уже скорое приближение дождя. Какое зрелище представилось тогда любопытному оку!
       Вся натура возмутилась и была как в некакой тревоге и трепете тогда! Какой шум и свист вихря слышен был во всей атмосфере! Какое движение произошло между всеми тварями. Здесь мчалась ворона по воздуху и неслась, как стрела, поспешая спасать себя где-нибудь в ущельи. Тамо поспешали галки скрываться в свои захолустья и убежищи. Инде бежала скотина, ходившая по улицам и евшая с покоем траву. Здесь напрерыв одна пред другой бежали поселянки и поспешали схватывать холсты свои с слища, чтоб вихрь не унес их и не перемарал будущею грязью. Здесь поспешал целый ряд уток, испещренных разными перьями, убираться скорее на двор. Все они шествовали друг за другом, переваливаясь с боку на бок поспешными, однако медленными шагами, и казалось, что досадовали на то, для чего натура не одарила их множайшею скоростью.

    1. Натура – это_____________________________________________________________________

    2. Какое природное явление описывает Андрей Тимофеевич БолОтов?________________________

    3. Какое время года описывает Андрей Тимофеевич БолОтов?________________________________                                  

    4. Выпишите устаревшие слова и дайте им современное толкование

    (произвесть – произвести; сию - сразу, теперь, немедленно;  пересмену -   роптать- высказывать недовольство,  помрачать - делать мрачным, затемнять, затмевать; инде – уже; оная - та, та самая; оку – глазу; Тамо – там; напрерыв – наперебой; поселянка - крестьянка, сельская жительница; холст – льняная ткань; слище- место, где расстилают по траве лен для приготовления его к дальнейшей обработке или холст для просушки, беления; множайшею – большей) – за каждый правильный ответ 1 балл.

                                               Второе задание

                                                (слайд 4)

                          Прочитайте стихотворение А. Т. Болотова:

    Опять я вижу пред собою
    в собранье множество цветов
    Из коих каждой друг пред другом
    собою утешает взор

    О вы! любимцы всей природы
    Лучшайшия из дел
    Творца цветы красот неизреченных
    о! как не удивляться вам…

    …Ах вот и пышныя пионы
    краснеются уж в цветниках
    и взор собою утешают
    и там и здесь передо мной
    И ты цветешь уж земляника
    и милы я плоды свои
    спешишь готовить прежде прочих
    и ими вкус наш услаждать

    И вы ирисы уж цветете
    и в благодарность мне за то
    что я извлек вас из пустыни
    увеселяете меня

     

    1. Подпишите под каждой иллюстрацией название цветка.

         2.  Распределите определения под каждым рисунком и продожите ряд.

                       А) Пышный , красный, ароматный;

                       Б) весенний, японский, лохматый;

                       В)  ранняя, спелая, вкусная;

                                                    ( слайд 5)

                                                    ( слайд 5)

    Picture background

    https://avatars.mds.yandex.net/i?id=78b46f578d4876c5f7cdb51434231ee62e244bad-12486189-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=739257da62009d713825fe654c8be8401815a682-12473751-images-thumbs&n=13

                      

                                                ( слайд 6)

                                            Задание третье

    Прочитайте отрывок из автобиографической повести «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» :

    Однажды, обучая меня арифметики, вздумалось учителю моему мне

    сказать, что в последующий затем день задаст он мне такую задачу, над

    которою я довольно посижу и едва ли сделать буду в состоянии. Я каков

    ни мал был, но как сам о себе ведал, что арифметика была мне довольно

    знакома, то тронуло сие мое честолюбие, я любопытен был узнать, что за

    такая мудреная была та задача, о которой он с превеликою надменностью

    о своем знании говорил, и почему б такому сомневался он, что я ее не сде-

    лаю. Побуждаем сим любопытством просил я его, чтоб он мне сказал су-

    щество задачи, и по несчастию моему он сие и исполнил.

    «Летел гусь и повстречал стаю своих сородичей. "Здравствуйте, сто гусей!" — прогоготал он им. А вожак стаи ответил ему: "И тебе привет, гусь! Только нас не сто. Но если бы нас было еще столько и еще полстолько, да еще четверть столько, да еще и ты бы к нам присоединился, то тогда бы нас было ровно сто”. Сколько же гусей было в стае?»

     Задача в самом деле была для меня новая и такая, какой я до того

    времени не делывал.

     Ответьте на вопросы:

    1. Что это за наука – арифметика?_____________________________________
    2. Сколько было гусей?____________________________________________
    3. Как вы думаете, справился мальчик с задачей

    (Если вы сильны в математике, то можете составить простое уравнение на основе сказанных главой стаи слов: X + X + 0,5 * X + 0,25 * X + 1 = 100, где Х — это количество гусей. После преображения уравнения у нас получится 2,75X = 99. Делим 99 на 2.75, тогда Х = 36.

    Метод второй.

    Задача можно решить и иначе, подключив к процессу логическое мышление. Если четверть взять за одну часть, то в стае будет 4 части, плюс еще 4 части, плюс еще 2 части (половина), плюс 1 часть (четверть). Получается пример: 4 + 4 + 2 + 1 = 11. Затем из 100 вычтем 1 гуся, остается 99. Эти 99 составляют 11 частей. Делим 99 на 11 и получаем 9 — из столько гусей состоит одна часть стаи. Теперь умножим на количество всех частей — их 4, и получим 36.)

                                               

                                                             Задание четвертое

    Отгадайте загадки, придуманные Андреем Тимофеевичем Болотовым:

                                                       (слайд 8)


    На червя я похож, однако не червяк;
    Родился не такими, а делаюся так,
    И образ, вид иной имею уже ныне,
    И жить издалека приехал я сюда,
    Всяк рад мне и иметь желает у себя,
    И всякой день со мной имеет дело здесь;
    Но я не очень тем доволен завсегда,
    Волён Бог и вся честь, и слава с похвалой.
    В угодность им ступай на муку я всегда
    И всяк день умирай с товарищем своим,
    Что, так же, как и я родившись вдалеке,
    Не рад, бедняк, тому, что любят его здесь. (чай)

     

    2.
    Я чудо некое, недавно в свет родилось, Питаюся огнем, дышу я синим чадом; Мне в горло иногда нередко пальцем тычут, Я волю им даю, но только не всегда . Когда я голоден, пожалуй, себе торкай, А жрать, когда начну, то тотчас укушу.( трубка курительная)

     

    3.
    На кладязь похожу и есть во мне вода,
    Дурна хотя она и с грязью пополам,
    Не пьет хотя никто и в пищу не варит,
    Не моет ничего и ею не белит,
    Но многие от ней и сыты, и довольны,
    И надобна она и на море и суше;
    Без ней нельзя самим боярам и царям,
    Становят и у них ее на стол всегда. (чернильница)

    +

     

                                                  Задание пятое

               Напишите пост для соцсетей от лица А.Т. Болотова в разговорном стиле, используя опорные слова
     
    "Эй, ребята! 
    ?  Осень    ...                    …                 …                …     двери!

    Заметили, как           …                       …                 … и                           …?

    Это …                    время            …                         …                                 …!

    Давайте  …,    как мы         …   …. этот … … … и … в … …!"

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie